Психолого-педагогическое сопровождение

Психолого-педагогическое сопровождение

Основной целью введения школьной психологической службы является обеспечение учебно-воспитательного процесса школы в соответствии с известными психологическими концепциями обучения и развития детей в школьном возрасте.

Цели школьной психологической службы должны соответствовать главной цели школы на современном этапе, которую можно сформулировать в следующем виде:

Главной целью школы является воспитание каждого ученика образованной, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью.

Такое воспитание осуществляется лишь с учетом психологических закономерностей формирования и развития личности учащихся на разных возрастных этапах. Поэтому главной целью школьной психологической службы является научное психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе, т.е. организация, построение и проведение этого процесса на основе современных психолого-педагогических теорий воспитания и развития личности учащихся.

Еще в самом начале развертывания школьной психологической службы У.В.Кала и В.В.Раудик указывали, что существуют "две основные трактовки роли школьного психолога. Первая из них ориентирована на своего рода "модель врача ", главными задачами которого являются профилактика и исправление отклонений в психическом развитии школьника... Такой подход распространен во многих странах Европы... а также четко представлен в положении о школьной психологической службе И.В.Дубровиной и А.М.Прихожан.

Другое направление (концепция Л.М. Фридман) исходит из того, что школьный психолог является членом педагогического коллектива и прямо участвует в реализации воспитательных целей школы .Они указывали, что школьного психолога следует понимать как члена педагогического коллектива, который реализует свои специальные возможности преимущественно не прямо на учащихся, а через учителей, классных руководителей, администрацию школы, а также через ученическое самоуправление.

В рамках этой концепции тактика действий школьного психолога выражается в следующем: курс на взаимодействие и сотрудничество с учителем, не вместо учителя, а вместе с учителем, от анализа педагогической практики к ее психологическому объяснению, к совместному с педагогами поиску коррекционных мер и снова к практике.

Данная концепция предполагает следующие виды работы школьного психолога: психологическое просвещение, психологическая диагностика, психологическая коррекция, психологическая профилактика, методическая работа.

Цель психолого-педагогического сопровождения обучающихся:

формирование у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья,
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, стремления к личностному развитию и успешной социализации.
Психолого-педагогическое сопровождение педагогов имеет своей целью активизацию инновационной деятельности учителя, освоение новых технологий и методов работы.

Задачи сопровождения:

- повышение уровня психолого-педагогической компетентности  в области знаний психологических особенностей формирования личности,  методического и технологического обеспечения процессов ее развития,  диагностики качественных изменений,  интеграции воздействий на личность ребенка в процессе обучения, воспитания, развития и социализации;

- повышение уровня личностной регуляции: управлять своим поведением, справляться с жизненными вызовами, достигать необходимого уровня успешности в профессиональной деятельности, развиваться, совершенствоваться в личностной сфере;

- предупреждение проблем профессионального выгорания и деформации.

Цель психолого-педагогического сопровождения родителей обучающихся:

повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и обучения ребенка в условиях введения ФГОС .
Основные формы психолого-педагогического сопровождения:

1. Профилактика – предупреждение возникновения дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

2. Диагностика – индивидуальная (углубленная) и групповая (скрининг) – выявление наиболее важных особенностей формирования универсальных учебных действий, поведения и психического состояния школьников, соответствия уровня развития личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества, которые должны быть учтены в процессе сопровождения с целью выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка.

3. Консультирование (индивидуальное и групповое) – оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению, помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.

  Групповое консультирование - информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

 4. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) – формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

 5. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы  с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленными в процессе диагностики.

6. Психологическое просвещение - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Сюда же относится приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

УСЛОВИЯ ПРИЕМА РЕБЕНКА НА ЦПМПК:

согласие родителей (законных представителей) на обследование ребенка (при направлении детей на обследование по решению суда, согласия родителей (законных представителей) не требуется);

присутствие родителей при обследовании ребенка (предпочтительным является присутствие на ЦПМПК матери ребенка).

Допустимо консультирование обратившихся самостоятельно подростков старше 14 лет.

ВНИМАНИЕ! ЦПМПК не принимает детей с явлениями острых респираторных заболеваний и инфекционными болезнями.

КАК ЗАПИСАТЬ РЕБЕНКА НА ПРИЕМ В ЦПМПК


ВНИМАНИЕ! Прием ведется только по предварительной записи


Запись на обследование осуществляется родителями (законными представителями) или специалистами образовательных или лечебно-профилактических учреждений с согласия родителей (законных представителей) в рабочие дни с 9.00 до 16.00 одним из следующих способов:

по телефону (8652) 99-23-52;

непосредственно в учреждении по адресу: г. Ставрополь, ул. Мира, д. 285.

ВНИМАНИЕ! С 1 января 2016 года запись на проведение обследования ребенка осуществляется только при подаче документов (в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии")


Прием документов осуществляется в рабочие дни с 9.00 до 17.00 (перерыв с 12.30 до 13.00) по адресу: г. Ставрополь, ул. Мира, д. 285.
Телефон для справок (8652) 99-23-52.

ДОКУМЕНТЫ, ЗАПРАШИВАЕМЫЕ ЦПМПК ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ С ЦЕЛЬЮ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют документ, удостоверяющий их личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, а также представляют следующие документы:

заявление о проведении обследования ребенка в ЦПМПК;

копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);

направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии);

заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);

заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии);

заключение (заключения) ЦПМПК о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);

подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации);

заключения врачей, выданные на официальных бланках медицинских организаций:

психиатра;

невропатолога;

оториноларинголога (лор);

офтальмолога;

сурдолога (представляется на ребенка с нарушением слуха);

ортопеда (представляется на ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата).

характеристику обучающегося, выданную образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций);

письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.

При необходимости ЦПМПК запрашивает у соответствующих органов и организаций или у родителей (законных представителей) дополнительную информацию о ребенке.

ДОКУМЕНТЫ, ЗАПРАШИВАЕМЫЕ ЦПМПК ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ С ЦЕЛЬЮ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСОБЫХ УСЛОВИЙ ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Для проведения обследования ПМПК родители (законные представители) участника ГИА предъявляют в комиссию документ, удостоверяющий их личность/документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка. Кроме того, в ПМПК представляются следующие документы:

заявление о проведении обследования ребенка в ЦПМПК;

копию паспорта (при наличии) или свидетельства о рождении ребенка (с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);

справку из образовательной организации, подтверждающую факт обучения, или аттестат об образовании и его копию (для выпускников прошлых лет);

заверенную в установленном порядке копию приказа образовательной организации об организации индивидуального обучения на дому (при наличии), заключение медицинской организации о том, что ребенок нуждается в обучении на дому по медицинским показаниям, или его копию, заверенную директором образовательной организации;

выписка из истории развития ребенка содержащая следующие сведения (в соответствии с письмом министерства здравоохранения Ставропольского края от 07.04.2017 г. №01-13/2881):
 

паспортные данные (Ф.И.О., дата рождения, фактический адрес проживания);
наличие инвалидности;
диагноз в соответствии с международной классификацией болезней;
данные анамнеза жизни, болезни;
проведенное обследование, консультации специалистов;
рекомендации по ведению ребенка (периодичность осмотров специалистами, периодичность амбулаторного и стационарного лечения);
при наличии показаний к постоянному приему лекарственных препаратов – кратность (сколько раз в день, в случае необходимости введения лекарственного препарата по часам, время приема), метод (внутрь, внутримышечно, внутривенно) и условия приема (до, после, во время приема пищи и др.);
при необходимости проведения каких-либо медицинских процедур или манипуляций – кратность (в том числе время) и условия выполнения.
 

Выписка из истории развития ребенка должна быть оформлена с проставлением штампа медицинской организации или на бланке медицинской организации (при наличии), подписана врачом-педиатром, заведующим отделением, заверена личными печатями и печатью медицинской организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование медицинской организации, соответствующее наименованию, указанному в уставе медицинской организации;

медицинское заключение по основному заболеванию для участников ГИА следующих категорий:
с нарушением слуха – заключение сурдолога с указанием степени снижения слуха, аудиограмма с расшифровкой;
с нарушениями зрения – заключение окулиста с указанием остроты зрения;
с нарушениями опорно-двигательного аппарата – заключение ортопеда или невролога с указанием диагноза и информации о способности самостоятельного передвижения, самообслуживания, письма, об использовании при передвижении коляски, костылей, наличии корсета, ортопедической обуви, о запрете или ограничении пребывания в каком-либо положении и т.п.;
наблюдающимся в психоневрологическом диспансере – заключение психиатра.
справку, подтверждающую факт установления инвалидности, выданную федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида/инвалида (ИПР) и их копии (при наличии);
характеристику обучающегося, выданную образовательной организацией;
табель успеваемости за текущий учебный год (на официальном бланке организации с указанием даты написания, заверенную подписью директора и печатью образовательной организации);
заключение ПМПК о результатах ранее проведенного обследования с рекомендацией обучения по адаптированной образовательной программе/специальной (коррекционной) программе (либо заверенная в установленном порядке копия) и его копии (при наличии);
справку об обучении по адаптированной образовательной программе/специальной (коррекционной) программе, выданную на официальном бланке организации с указанием даты написания, заверенную подписью директора и печатью образовательной организации (для обучающихся с ОВЗ).
При необходимости комиссия запрашивает у соответствующих органов и организаций или у родителей (законных представителей) дополнительную информацию об участнике ГИА.
Обследование детей проводится в присутствии родителей (законных представителей) каждым специалистом индивидуально или несколькими специалистами одновременно. Состав специалистов, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей.

В диагностически сложных случаях ЦПМПК может провести дополнительное обследование ребенка в другой день.

В тех случаях, когда в процессе обследования ребенка не представляется возможным принять окончательное решение об особенностях его развития, организуется пробное диагностическое обучение. В этих же целях ребенок может быть направлен с согласия родителей (законных представителей) в лечебно-профилактическое учреждение.

На основании результатов обследования оформляется заключение ЦПМПК. Заключение выдается родителям (законным представителям) под роспись.

Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.

Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

Карта особого ребенка.

Ссылка на Карту: http://картавозможностей.рф/map

Уважаемые родители!

Информируем Вас о деятельности на территории Ставропольского края телефона доверия для детей, подростков и их родителей (законных представителей) с единым общероссийским номером 8-800-2000-122, позвонив по которому, каждый обратившийся сможет получить анонимную квалифицированную психологическую помощь и поддержку. Звонок является бесплатным.

Посетите, информационный ресурс на портале www.ya-roditel.ru (проект Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации), на котором размещена полезная для родителей информация о воспитании детей.


Ссылки для скачивания интернет-баннеров, плакатов и видеороликов «О принципах работы Детского телефона доверия».

1. Видеоролик «Слова»

2. Видеоролик «Право на один звонок»

3. Видеоролик «Мальчик и девочка»

4. Интернет-баннер и плакаты «О принципах работы ДТД

https://cloud.mail.ru/public/L3od/QhjXQHx51 (Интернет-баннеры)

https://cloud.mail.ru/public/AAy2/C34GDDbXm (макеты)

Телефоны доверия для детей и подростков Ставропольского края, попавших в сложную жизненную ситуацию
29-62-63 — Телефон доверия главы города Ставрополя;
26-49-10 — Телефон доверия ГУВД по СК;

Светлана Викторовна Адаменко

Уполномоченный по правам ребенка в Ставропольском крае - Светлана Викторовна Адаменко, адрес: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Лермонтова, д.206А, каб.309, 310, телефон:  (8652) 35-74-34, 35-74-76, 35-74-40, 35-87-80, 35-74-80, е-mailЭтот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра." style="border: 0px; font-size: 14.6667px; font-weight: unset; vertical-align: baseline; font-family: unset; cursor: pointer; overflow: unset; color: #0066cc;">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В городе Ставрополе также работают:

Детский телефон доверия
Ежедневно 08:30–20:00 Открыто 8-800-200-01-22

Телефон доверия, Администрация г. Ставрополя
Круглосуточно (8652) 29-62-63

Телефон доверия Губернатора Ставропольского края
Круглосуточно (8652) 74-81-88—автоинформатор

Телефон доверия, УФСИН России по Ставропольскому краю
Круглосуточно
(8652) 238-558

Телефон доверия, ГУ МВД России по Ставропольскому краю
Круглосуточно 8-800-100-26-26—круглосуточная горячая линия (8652) 26-49-10

Прил Эмблема ДТД